Проект интеллектуальной системы поддержки принятия решений

 

Предлагается проект интеллектуальной системы поддержки принятия решений.

Описание проекта:

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАМ  

 

Разработчики: Самарский государственный технический университет

 

Описание проекта

 

Цель проекта

Разработка интеллектуальной системы поддержки принятия управленческих решений (ИСППР) при реализации целевых программ экономического и социального развития регионов и территориальных образований с целью эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, сокращения сроков выполнения этапов, достижения важнейших целевых индикаторов и показателей программы.

 

Задачи проекта

1. Автоматизация процесса управления государственными целевыми программами на уровне министерств и департаментов федеральных и региональных органов власти.

2. Использование современных методов системного анализа состояния отрасли, оценки и отбора объектов для включения в инвестиционную целевую программу.

3. Использование методов информационных технологий, искусственного интеллекта   и баз знаний для формирования альтернативных инвестиционных, проектных и организационных решений для лиц, принимающих решения (ЛПР).

4. Возможность интеграции ИСППР в информационные системы министерства, ведомства, либо Электронного правительства региона.

5. Создание опытного образца ИСППР, демонстрирующего возможности управления целевыми программами различного назначения, для дальнейшего распространения в регионах Российской Федерации.

 

Вводная часть

 

Развитие регионов Российской Федерации за счет федерального бюджета проводится в основном через выполнение целевых областных программ. Они затрагивают все стороны жизни населения: ЖКХ, дорожное строительство, экологию, здравоохранение и др. В большинстве региональных программ решаются определенные технические задачи для множества объектов: городов и муниципальных районов, предприятий госбюджетной сферы, медицинских и образовательных учреждений. Наиболее часто решение этих задач связано со строительством или реконструкцией объектов, модернизацией и техническим переоснащением объектов. Выполнение целевой программы должно проводиться с использованием современных научных методов управления крупными проектами, технологий системного анализа, современных информационных технологий, баз данных и баз знаний.

Разрабатываемая ИСППР ориентирована на использование в органах власти, в профильных министерствах и ведомствах, имеет развитый и понятный пользовательский интерфейс для эксплуатации сотрудниками департаментов, ведущих целевую программу. Ядро ИСППР содержит общие модули, используемые при управлении целевой программой любого назначения. Конкретная предметная область программы отражается в специализированных модулях, наполняемых знаниями и методами по профилю программы.

В основе предлагаемой ИСППР лежит опыт разработок, выполненных коллективом исполнителей САмГТУ в 2008-20013 годах для управления областной целевой программы по обеспечению населения Самарской области питьевой водой.

 

Общая структура ИСППР

 

Интеллектуальная система поддержки принятия решений состоит из двух основных подсистем (рис.1):

1. Ядро ИСППР – содержит Навигатор системы и модули системного анализа, оптимизации, расчетов и формирования необходимой отчетности. Ядро ИСППР реализует общие алгоритмы работы. Модули системного анализа, оптимизации и статистической обработки используют встраиваемой лицензионное программное обеспечение – математический пакет Mathworks MatLab.

2. Комплекс специализированных модулей - содержит систему управления базами данных, базу знаний и экспертную систему. Их функционирование определяется профилем целевой программы и проектируется по техническому заданию профильного департамента или министерства областного правительства.

 

Рис. 1. Структура ИСППР

Разрабатываемая ИСППР должна входить в состав информационной системы министерства, ведомства или Электронного Правительства области, обеспечивать импорт данных из других систем и экспорт данных о вырабатываемых в ИСППР решениях.

 

Системный анализ и математические модели при управлении целевой программой

Инвестиционная государственная программа должна рассматриваться как крупный проект, имеющий свой жизненный цикл. На рисунке 2 приведена структура жизненного цикла региональной программы.

Рис. 2. Жизненный цикл целевой программы

В предыдущие годы формирование инвестиционных государственных программ зачастую проходило без системного анализа объектов, не проводилась оптимизация инвестиций в зависимости от важности объектов, от природных и техногенных факторов. Решение о включении объектов в программу в большинстве случаев принималось на основе просьб администраций муниципальных образований без взвешенного учета всех факторов.

Другим отрицательным моментов являлось то, что ценообразование проектирования и строительства производилось без тщательной предпроектной подготовки. Это приводило к необходимости дополнительных инвестиций после проведения изыскательских работ и начала проектирования объектов.

В связи с этим предлагаемая процедура управления включает этапы системного анализа и предпроектного этапа. Управленческие решения на этих этапах основываются на математических моделях.

Следующей важной задачей при управлении целевой программой является генерация множества альтернативных решений для технологических и проектных схем для каждого объекта из соответствующего кластера эффективности. С этой целью разрабатывается подсистема знаний и выбора решений ИСППР.В основе работы этой системы лежит продукционная модель вывода, использующая базу знаний и базы фактов, описывающих прикладную область целевой программы.

Наполнение баз знаний и фактов производится совместно со специалистами соответствующих государственных органов управления. В результате выполнения этого этапа анализа ИСППР формирует набор возможных проектных, технических и технологических схем реализации объекта программы, которые следует оценивать по заданным критериям.

После того, как объект включен в региональную программу, начинается этап проектно-изыскательских работ. Теперь система ИСППР может использоваться как компонент САПР при проектировании конкретного оборудования и технологий для объектов. В этом случае применяется продукционная модель, которая опирается на расширенную базу знаний об используемом в объекте оборудовании и технологий.

Система ИСППР ориентирована на анализ и поддержку принятия решений по состоянию не только в данный момент времени. Она содержит блок прогноза состояния объекта, влияния техногенных, антропогенных и природных факторов. Эти процессы инерционны, тем не менее, необходим постоянный мониторинг, данные которого используются в ИСППР.

 

Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс делает возмож­ным разъяснение задачи, предоставление запрошенной информации и получение советов или предложений от экспертной системы.

Средства разъяснения задачи предназначены для поддержки пользователя в случаях, когда возникает необходимость дополнительных коммуникаций с системой: например, когда опции, предоставляемые системой, непонятны пользователю, или выводы сомнительны, или пользователь хочет узнать правила, на основе которых было принято решение.

Интерфейс пользователей выполняется для реализации интерактивного режима задания параметров выполняемых задач, корректировки получаемых решений, визуализации процесса получения и отбора предлагаемых системой решений.

Интерфейс эксперта позволяет работать с базой знаний, оценивать полученные решения, вносить корректировки в критерии оценки и выбора решений.

Интерфейс инженера по базе знаний ориентирован на наполнение базы новыми знаниями, ведение базы данных и базы знаний, обучение системы вывода решений на основе заданных критериев по объектам целевой программы.

 

 

 

Расписание  )